Последний адрес: Санкт-Петербург, церемонии установок 25 марта 2018 года

27 марта 2018

В воскресенье, 25 марта 2018 года, в рамках гражданской инициативы «Последний адрес» в Москве и Санкт-Петербурге состоялись очередные церемонии установки мемориальных знаков.

В Санкт-Петербурге церемонии прошли по двум адресам:

Все эти погибшие в годы советской власти жители Санкт-Петербурга были реабилитированы посмертно «за отсутствием состава преступления».

опубликовала на своей странице в «Фейсбук» подробный репортаж о церемониях установки мемориальных табличек, который мы публикуем здесь с её разрешения.

Набережная Крюкова канала, дом 19
« «Последний адрес» сегодня оказался каким-то необыкновенно реалистичным и осязаемым, как будто события 80-летней давности – вот они, за углом дома, за перекрестком линий…

По этой набережной латыш Ян Мартыновчи Клявин, мастер 22 цеха, каждый день шел на работу на завод Марти, теперь – Адмиралтейские верфи. Здесь ничего не изменилось с тех пор, это по-прежнему одно из самых красивых и романтичных мест Петербурга – пересечение Крюкова канала и канала Грибоедова, Пикалов, Ново-Никольский, Красногвардейский мосты, вид на Никольский собор в одну сторону, в другую – на Исидоровский храм, вода и набережные во все стороны.

Именно эту панораму видел в последний раз 50-летний мастер Ян Клявин, когда его латышской операции», арестовали как «шпиона» и увезли из дома 19 по набережной Крюкова канала. С арестованными по национальным операциям расправлялись быстро и кроваво: их судили «двойки», приговоры выносились списком по фотографиям и коротким справкам, собранным в «альбомы». Большая часть приговоров – расстрелы, немногих отправляли в лагеря.

В Ленинграде в начале 30-х годов проживало около 20 тысяч латышей, больше, чем в Москве. Здесь было даже латышское отделение в Пединституте, было свое просветительское общество «Прометей». Из этих почти 20 тысяч расстреляли 16 – то есть, четыре пятых или почти 80 процентов!..

Судя по тому, что реабилитировали Яна Мартыновича в 1957 году, у него тогда были в Ленинграде родные. Пока о них ничего не известно…

»
 

Установка мемориальных знаков в Санкт-Петербурге, набережная Крюкова канала, дом 19. 25 марта 2018 года

 
10-я линия Васильевского острова, дом 13
« А вот о жизни замечательного художника, живописца и иллюстратора Веры Михайловны Ермолаевой, известно в деталях всё — пишет на своей странице в «Фейсбук» Наталья Шкуренок, — о ней написаны книги и диссертации, книжки с ее картинками знали все дети в «самой свободной стране», где «так вольно дышал человек» (слова из известной патриотической советской песниВН) , пока за ним не приезжал «воронок»….

Сегодня к дому 13 по 10-й линии Васильевского острова пришла чуть ли не половина Русского музея, во всяком случае, Отдел рисунка почти в полном составе. Заявителем установки памятного знака «Последний адрес» Вере Ермолаевой тоже стали сотрудники ГРМ – Екатерина Евсеева написала в заявке, что хочет установить знак от имени всех петербургских художников…

И снова – вот она, реальная история: именно в этом доме, в квартире № 2 на первом этаже (выше Вера Михайловна, всю жизнь передвигавшаяся на костылях после тяжелой детской травмы, подняться не могла) собирались самые интересные художники своего времени, ученики МалевичаСуетин, Рождественский, Стерлигов, Коган, Казанская, убийства Кирова.

»
 
 
« Кого-то отпустили после допросов, — продолжает на своей странице в «Фейсбук» Наталья Шкуренок, — кто-то попал в лагеря, но выжил, а судьба Веры Михайловны сложилась самым трагическим образом: ее приговорили к 3 годам лагерей, сослали в Казахстан, под Караганду, но там, осенью 1937 года, за 3 месяца до окончания срока, ее дело пересматривают, выносят смертный приговор и расстреливают…

Дико представить, что все эти пытки и мучения переносила уже не очень молодая и очень больная женщина-инвалид, буквально прикованная к своим костылям… 1935 года прибежала Ахматова и сказала – арестовали Ермолаеву! Тогда и был создан этот портрет…

Владимир Стерглигов, проходивший по тому же делу, и сидевший в том же лагере, потерял ее из виду, ничего не знал о ее судьбе, и долгое время о трагическом финале жизни Веры Ермолаевой ходили страшные легенды – что зеков погрузили на баржи и затопили в Аральском море… Такая же легенда ходила об узниках Соловков, о том самом «первом этапе», который вывезли с островов в 1937 году в неизвестном направлении. О том, что они на самом деле расстреляны в урочище Сандармох под Медвежьегорском мы узнали благодаря усилиям «Мемориала», и, в том числе, благодаря Юрию Дмитриеву, с которым сейчас карельские власти сводят счеты…

Кандидат искусствоведения, автор книг о Вере Ермолаевой, саратовского помещика, все свое состояние «промотала» на Малевиче и его учениках – такую биографию надо у Судьбы заслужить!

…А завтра (в понедельник, 26 мартаВН) в Париже в Центре Помпиду открывается выставка «Шагал, Лисицкий, Малевич и Витебская школа русского авангарда 1917-30 годы». На ней представлены 7 рисунков Веры Ермолаевой… Это и есть реальная история...

»
 

Установка мемориальных знаков в Санкт-Петербурге, 10-я линия Васильевского острова, дом 13. 25 марта 2018 года

 

Проект «Последний адрес» — гражданская инициатива, проводимая в России и направленная на увековечивание памяти о людях, подвергшихся политическим репрессиям в годы советской власти. В память о пострадавшем на стене дома, в котором жил репрессированный, устанавливается маленькая, размером с ладонь, мемориальная табличка, посвящённая только одному человеку. Принцип проекта:

« Одно имя, одна жизнь, один знак. »


 

Источники


Оригинальный репортаж Викиновостей

Эта статья опубликована в Викиновостях и содержит эксклюзивный репортаж и исследования, написанные одним из участников нашего проекта специально для Викиновостей.

Если автор репортажа не указал свои источники, источником информации является он сам. Вы можете узнать, кто создал эту статью, из истории статьи: найдите в ней самую первую правку; тот, кто её внёс, и является автором статьи. Если у вас есть замечания или предложения, первым делом напишите о них на напишите на форум.
 
Источники:
Последний адрес: Санкт-Петербург, церемонии установок 25 марта 2018 года
Авторы