Новый порядок обращения с отходами

Wikinews Developing.png
Эта новость редактируется.
Пожалуйста, отредактируйте её. Когда она будет готова,
замените пометку {{редактируется}} на {{рецензировать}},
чтобы статья была проверена редакторами и появилась на заглавной странице.

6 ноября 2018

Новый порядок обращения с отходами с 1 января 2019 года резко увеличит расходы на ЖКХ и вызовет общий рост цен

С 1 января 2019 года полностью вступает в действие Федеральный закон N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В связи с чем возможен рост расходов на ЖКХ, общий рост цен и «мусорный коллапс» в ряде регионов России в январе 2019 года.

Новый порядок обращения с отходами с 1 января 2019 года

1 января 2019 года полностью вступает в действие Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления»[1]. Закон устанавливает новый порядок обращения с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами(ТКО), в соответствии с которым каждый субъект РФ обязан разработать региональную программу, утвердить территориальную схему и выбрать регионального оператора по обращению с отходами. Кроме того, закон вводит запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Всего в списке 182 вида отходов, подлежащих обязательному извлечению. Окончательное вступление в силу закона неоднократно откладывалось и 1 января 2019 года — это крайний срок, назначенный законодателями.[2]

«Мусорная» реформа затронет всех граждан страны. Затрагиваются интересы собственников частных домовладений и квартир, владельцев бизнеса, бюджетных учреждений, а также мусоровывозящих компаний и предприятий по переработке и утилизации твердых коммунальных отходов. Реформа отрасли призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации отходов, ликвидировать несанкционированные свалки, и ввести переработку мусора. Но, похоже, что получается как всегда.

С переходом на новую систему обращения с отходами услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Другими словами, сбор и вывоз мусора исключается из графы услуг и работ по содержанию общего имущества - для него в квитанциях появится отдельная строка. В Московской области пойдут еще дальше - там появится новая квитанция, а собирать деньги за вывоз мусора должна будет та же структура, которая собирает деньги за электричество (ЕРКЦ).

Предпосылки нового роста цен

В сентябре глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов («Единая Россия») сообщил, что по данным произведённого мониторинга с 2019 года тарифы на вывоз мусора для граждан вырастут в десятки раз, «По данным нашего мониторинга, платеж для семьи из трех человек, проживающей в обычной 60-метровой квартире, в ряде регионов с нового года может увеличиться в 50 с лишним раз», а «своеобразный рекорд поставлен Красноярским краем», где «прогнозный платеж в Туруханской технологической зоне на такую семью увеличится с 230 до 13 тысяч рублей, то есть возрастет на 5,5 тысячи процентов, или в 56 раз». Результаты мониторинга Бурматов обещал передать в Федеральную антимонопольную службу[3].

Повышение цен на вывоз мусора затронет не только население, но и частный бизнес, а так же бюджетные организации, в том числе школы, детские сады, больницы, театры и т.д. Частный бизнес, как обычно, ответит на рост тарифов ростом цен на товары и услуги. Что будет делать бюджетные организации в условиях, когда бюджеты на 2019 уже сформированы и резкий рост тарифа на вывоз мусора в них не предусмотрен - неизвестно.

Одновременно с новым порядном обращения с отходами правительство собирается резко увеличить ставку экологического сбора. Увеличение сбора касается товаров и упаковки 54 категорий. Ставки в среднем увеличиваются на 11,4% с учетом инфляции, а по отдельным категориям - в разы, например, по [[w:Полиэтилентерефталат|ПЭТ] в 3 раза – до 10 400 руб./т, фильтрам внутреннего сгорания – в 8,3 раза, свинцовым аккумуляторам – в 13 раз.[4]

Предпосылки мусорного коллапса на Новый год

Сегодня в десяти регионах до сих пор не выбраны региональные операторы[5]. Где региональные операторы выбраны, они пока заняты новыми тарифами, формированием логистики[4] и заключением договоров с клиентами, не желающими платить больше. Мощностей по сортировке и переработке мусора явно недостаточно, чтобы обеспечить выполнение требования 89-го закона. Собственного транспорта для перевозки мусора, как минимум у части региональных операторов или совсем нет, или явно недостаточно. Существующие мелкие предприятия, которые вывозили мусор и в какой-то мере его сортировали и перерабатывали, власти вынуждают разрывать договора с клиентами. Предприятия, эксплуатирующие мусорные полигоны, как правило также занимаются вывозкой мусора, и их так же лишают части заработка.

Таким образом, велика вероятность, что первого января старые перевозчики мусора прекратят деятельность, новые региональные операторы не успеют заключить договора и наладить работу, а мусорные полигоны откажутся принимать неотсортированный мусор под страхом административного и уголовного преследования.

Из-за повышения тарифов увеличится количество незаконных свалок. А повышение ставки экологического сбора вынудит компании сокращать собственные инвестиции в развитие системы сбора и переработки отходов, а также к росту рынка нелегальных актов об утилизации[4].

В Челябинске мусорный коллапс случился в сентябре, одновременно с закрытием старой свалки и началом работы нового регионального оператора[6].

Москва и Санкт-Петербург

В Москве региональные операторы не выбраны[7].

Мусорное лобби добивается свободы в обращении с отходами в трёх городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Для чего в Госдуму в минувшую среду внесён законопроект[8]. Согласно законопроекту данные регионы до 1 января 2022 года не последуют за общефедеральной реформой в мусорной отрасли. Авторы законопроекта фактически признают провал «мусорной реформы» в двух столичных мегаполисах.[9].

Регионы России

В Нижнем Новгороде тариф на вывоз мусора для семьи из четырёх человек может вырасти со 180 до 600 рублей. В Кстове и других городах области с 2019 года может вырасти сразу в 30-40 раз. Если сейчас за вывоз мусора жители платят как за содержание жилья, то с 1 января 2019 года в квитанциях появится отдельная строка. [10].

В Ростовской области на территории Весёловского района региональный оператор начал действовать с 1 октября. По мнению главы района «социального напряжения на сегодняшний момент ну как бы нет», тариф вырос с 47 рублей до 79,90 рублей с человека, хотя в базе данных по предъявлению оплат выявлено очень много несоответствий: там оказались и умершие, и те, которые выписаны[11].

В Челябинске региональный оператор просит установить тариф в размере 502 рублей за кубометр отходов. В новой схеме плата будет взиматься не с квадратного метра жилья, как сейчас, а с человека. Поэтому с учётом норматива образования ТКО ежемесячный тариф, если его утвердят, будет составлять 87 рублей на человека. Это означает, что выиграют от новой схемы те, кто один живёт в большой квартире, а больнее всего нововведение ударит по малообеспеченным семьям, ютящимся в небольших квартирах. Если сегодня семья из 3 человек, обитающая в среднестатистической двушке, платит за вывоз мусора около 93 рублей в месяц, то по новым тарифам её платеж возрастёт до 261 рубля, или почти в 3 раза. [12]

В Краснодарском крае из 11 зон региональный оператор выбран только в одной (по данным «Инвестинфра» на ноябрь[5]) или четырёх зонах(по данным РБК на 21 сентября). Торги по выбору пятого оператора ФАС отменил из-за допущенных нарушений[13].

Московская область

В Московской области вывозом мусора занималось 300 организаций, договоры заключали частники и договора без посредников. В соответствии с новой схемой область поделили на семь кластеров. В каждом кластере за обращение с мусором отвечает отдельный региональный оператор. В конкурсе по выбору региональных операторов выбраны семь компаний, три из которых являются дочерними компании «РТ-инест», которая в свою очередь на 25% принадлежит «Ростеху»[14].

В материалах конкурса по выбору региональных операторов достаточно много удивительного. Например, в перечне объектов мусорообразования в Сергиево-Посадском кластере указан многоквартирный жилой дом с адресом в Егорьевском муниципальном районе, а географические координаты указывают на торговый комплекс на Дмитровском шоссе. В конкурсе на Воскресенского регионального оператора поданы две заявки от аффилированных компаний «Эколайн» и «ООО СМП Долгопрудный»[14], в день вскрытия конвертов «Эколайн» отзывает заявку, и конкурсная комиссия пишет «конкурсный отбор регионального оператора … признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в конкурсном отборе подана только одна заявка», но «принято решение о заключении соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО „СПМ Долгопрудный“». [5].

В критериях конкурсного отбора указано, что у выигравших конкурс компаний выполнен «критерий открытости (наличие сайта регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ с возможностью обмена информацией с потребителями услуги посредством электронной почты)», однако никаких следов наличия сайтов до марта 2018 для части компаний найти невозможно. У дочек «РТ-инвеста» сайты на сегодняшний день вообще являются точными копиями.

Региональные операторы в Московской области
Кластер Владелец[14] Оператор по результатам конкурса[5] название оператора на сегодняшний день Сайт
(3) Сергиево-Посадский «РТ-инвест» ООО «РАСТРИМ-МО» ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» http://rastrim-mo.com/
(6) Каширский OOO «Каширский региональный оператор» http://kashirskyro.ru/
(1) Рузский ООО «Рузский региональный оператор» http://www.ruzskyro.ru/
(4) Ногинский кластер «Хартия» «Хартия» http://www.hartiya.com
(5) Воскресенский «Эколайн» «ООО СМП Долгопрудный» «Эколайн-Воскресенск» http://ecoline-voskresensk.ru
(7) Чеховский «МСК-НТ» «МСК-НТ» http://msk-nt.ru/
(2) Алексинский OOO «Экопромсервис» OOO «Экопромсервис» OOO «Экопромсервис» https://eco-promservice.ru/


Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов в Московской области[15]
Наименование категории объектов Расчетная единица, в отношении которой
устанавливается норматив
Годовой норматив
накопления отходов,
м3
1. Объекты общественного назначения
1.1 Административные здания, учреждения, конторы 1 сотрудник 0,87
2. Предприятия торговли
2.1 Супермаркеты 1 кв. метр торговой площади 0,54
2.2 Продовольственные магазины 1 кв. метр торговой площади 0,62
2.3 Рынки 1 кв. метр торговой площади 0,51
3. Предприятия транспортной инфраструктуры
3.1 Автосервисы 1 машино-место 1,20
3.2 Авто и ж/д станции 1 пассажир 1,51
4. Дошкольные и учебные заведения
4.1 Дошкольные образовательные учреждения 1 ребенок 0,39
4.2 Общеобразовательные учреждения 1 учащийся 0,19
5. Культурно-развлекательные, спортивные учреждения
5.1 Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, спортивные арены, стадионы 1 место 0,14
5.2 Выставочные залы, музеи 1 кв. метр 0,06
5.3 Пансионаты, дома отдыха, туристические базы 1 место 2,71
5.4 Парки 1 кв. метр 0,01
6. Предприятия общественного питания
6.1 Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые 1 место 2,07
7. Предприятия службы быта
7.1 Гостиницы 1 место 1,09
7.2 Парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты 1 место 1,60
8. Предприятия в сфере похоронных услуг
8.1 Кладбища 1 место 0,09
9. Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества 1 участник (член) 0,76
10. Домовладения
10.1 Многоквартирные дома (МКД) 1 кв. метр площади 0,087
10.2 Индивидуальные жилые дома (ИЖС) 1 кв. метр площади 0,087
10.3 Крупногабаритные отходы (КГО) МКД 1 кв. метр площади 0,027
10.4 КГО ИЖС 1 кв. метр площади 0,027

Примечание: в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов (средняя плотность твердых коммунальных отходов) устанавливается коэффициент перевода 5,765 м3 на 1 тонну.

 

Примечания

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления»
  2. Экономические меры стимулирования раздельного сбора отходов могут быть закреплены законодательно // ГАРАНТ.РУ, 1 сентября 2017
  3. С 2019 года тарифы на вывоз мусора для граждан вырастут в десятки раз // ИА REGNUM, 13 сентября 2018г.
  4. 4,0 4,1 4,2 Рост ставок экологического сбора не решит проблему с отходами // «Ведомости», 30 октября 2019г.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Региональные операторы по обращению с ТКО // База данных о реализации концессионных соглашений в России Инвестинфра база данных на всех региональных операторов во всех субъектах РФ, включая данные конкурсов на выбор региональных операторов.
  6. Передел рынка или просчет рисков? Мусорный коллапс в Челябинске: причины, версии, пути решения // «Znak», 26 cентября 2019г
  7. Город Москва: новая система обращения с ТКО
  8. Законопроект № 581681-7 «О внесении изменения в статью 29-1 Федерального закона „Об отходах производства и потребления“(в части уточнения отдельных положений)»
  9. Мусорное лобби требует свободы: тариф вырастет, а вонь останется // Новый день, 10 ноября 2018г
  10. Тарифы на вывоз мусора в Нижнем Новгороде с 2019 года могут вырасти в три раза // Медиапроект «Столица Нижний», 10.10.2018
  11. Чиновник о «мусорной реформе»: социального напряжения «ну как бы нет» // «Красная весна» 7 ноября 2018 г.
  12. Платить будем больше – в разы: мусор становится «золотым» // Новый день, 30 октября 2018г.
  13. На Кубани отменили торги на регионального оператора по обращению с ТКО //РБК, 3 октября 2018г.
  14. 14,0 14,1 14,2 Мусор Подмосковья вывезут компании «Ростеха» и Игоря Чайки // «Ведомости», 23 апреля 2018г.
  15. Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ "О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области»

Источники

  •  «[ ]». .

Ссылки

 
Источники:
Новый порядок обращения с отходами
Авторы