Идель Нугманов: Болезнь — учитель, который меняет мышление

16 августа 2018

Зайтуна Нигаматьянова побеседовала с ним.

Мой собеседник — Идель Нугманов

Есть такое утверждение, чтобы ни дня ни работать, нужно заниматься любимым делом. Вы, наверное, из тех, кто должно быть занимается только любимым делом или же любить то, чем он занимается. Чем объясните столь резкое изменение судьбы, профессии? Вы нашли себя, свою нишу?

— И история, и медицина соответствуют моей сути. Оба направления мне нравились, они оба были мне по душе. Я работал в школе, но жизнь сложилась так, что пришлось сменить много профессий. И в одно время понял, что нужно найти то, чем можно заняться до конца жизни и искал свое.

Когда работал в Санкт-Петербурге познакомился с людьми, которые преподавали Тибетский массаж (англ. Ku Nye). Мое любопытство взяло верх, я попробовал, у меня получилось, всё мне очень понравилось, но знаний, которые получил в рамках массажа, было слишком мало, это были только верхушки. Чувствовал, что в глубине лежат самые-самые фундаментальные знания и тут уже сработал во мне историк. И случайно узнаю, что есть очень хороший учитель — доктор Москве. Это был мой шанс, эта была судьба. Мне осталось только переехать в столицу.

Поступил в 2013 году, окончил 4,5-летнее классическое тибетское образование. Изучали 4 тантры Чжуд-ши[2], которые лежали в основе тибетской медицины: первая — Ца-чжуд («Коренная тантра»), вторая — Шед-чжуд («Объяснительная тантра»), третья — Маннаг-чжуд («Тантра сущностных устных наставлений»), четвёртая Чи-чжуд («Последующая тантра»).

С первого курса было заявлено, что учёбу завершим в Китае. Так и получилось, с нашего потока из 35 студентов только 16 смогли поехать в Китай, где на территории Тибета, в городе Синин, где находится Цинхайский университет три месяца получили те знания, которые не очень распространены и которые мы не успели получить в Московской школе.

Как устроена система здравоохранения Китая?

— У них есть и поддерживаются все виды традиционной медицины. На поддержку и развитие медицины правительство выделяет очень большие субсидии. Сама клиника очень хорошо оборудована по современным западным стандартам, всё сделано максимально для того, чтобы больные выздоравливали. Палаты рассчитаны максимум на три человека. Вся территория утопает в цветах, везде фонтанчики, повсеместно играет спокойная расслабляющая музыка. То есть всё сделали в соответствии с канонами тибетской медицины.

Вот вы сказали, что всё делается для выздоровления больных. Не могу не задать вопрос: лечение платное или бесплатное?

— Приём, лечение — полностью платное, но есть и свое нюансы. У каждого гражданина Китая есть социальная карта, куда целенаправленно для лечения перечисляются деньги. Например, по приезду я немного захворал и несмотря на то, что я не гражданин этой страны, мне оформили электронную карту, отравили на определённый этаж, к определенному доктору, он послушал пульс, сделал опрос, определил в чём моя проблема, выписал лекарства — и всё это внёс в базу данных компьютера. Когда я обратно спускался в регистратуру, мне уже выписывали рецепт, с этой бумагой пошёл в аптеку, получал лекарства на месяц лечения и оплатил. Если посчитать в наших деньгах, месяц лечения обошёлся где-то в 600 рублей. В принципе, не очень большие деньги. Но есть такие болезни, которые довольно сложные и требуют долгого лечения, например, хронические, раковые. В любом случае граждане Китая оплачивают примерно только 20 процентов расходов. Несмотря на дорогостоящее лечение, в результате получается смесь капиталистического лечения минус социалистической оплаты.


Практика в окружном госпитале Чиньхая


Какие способы лечения применяются в Тибетской медицине?

— Сама структура основана на три корня ЦА БА СУМ: это естественное состояние тела, диагноз и лечение. Есть четыре метода лечения: диета и образ жизни, если болезнь свежая, не хроническая, и легко излечима, она лечится определенным способом питания и поведения. Второй способ, когда уже болезнь довольно серьезная, то применяется фармокология, которая полностью состоит из растительного, животного и минерального сырья. Это порядка 110 основных формул, названий лекарств, которые в принципе справляются с основным спектром болезней. Есть более специфические болезни, которые ещё не распространены, там уже применяется специальная формула, которая изготавливается под конкретного человека. Третий метод — внутренние и внешние процедуры. Есть целый отдельный корпус в госпитале, который специализирован именно на внешних процедурах. Люди приезжают, принимают лекарственные ванны. Дается либо пар, либо водные процедуры. Есть специалисты по иглоукалыванию. Применяется массаж, определяются различные компрессы, кровопускание — вот эти вот основные виды. Кроме этого ещё есть болезни, для которых используются специальные ритуалы, читаются мантры (четвёртый метод) и т. д.

Говорят, что Всевышний не только дал болезни, но и способы их лечения. Исходя из этого, можно ли утверждать, что не бывает неизлечимых болезней…

— Есть болезни, происхождение которых невозможно объяснить, потому что у каждой есть определённые причины, условия возникновения. Они, как правило, поддаются лечению, и в зависимости от тяжести случая, хронологии, срок излечения может увеличиться. Тибетская медицина говорит, что она может излечить практически любую болезнь, избавить людей от физических страданий. Если человек сам не хочет излечиться, то хотя бы можно облегчить его состояние, чтобы проще было жить, находиться в этом теле и в этом мире и не испытывать тяжёлых страданий. Единственное страдание, которое она не может излечить — это философские проблемы, страдания от существования бытия, которые касаются буддизма, то есть это уже вопросы религии, философии.

Есть кармические болезни — то, что человек принёс из прошлой жизни, то есть он в прошлой жизни совершил какие-то деяния, поступки, за которые расплачивается в настоящем (см. учение о реинкарнации — ВН). В принципе эти болезни лечатся не только медикаментозно, но и внешними процедурами, так же применяются ритуалы, молитвы. Вообще, болезни даются человеку чтоб он мог что-то понять, осмыслил свою жизнь, свое существование. Болезнь — это некий учитель, который учит определенному образу мышления.

В традиционной медицине врачи используют слова Ибн Сины: «Есть я, ты и твоя болезнь. Какую сторону ты примешь, та сторона и победит». В нетрадиционной медицине используется это выражение?

— С большим уважением отношусь к Ибн Сине, у меня есть его труды, я их читаю, более того нахожу, что различий между тибетской медициной и медициной, то что описывает Ибн Сина очень мало. Фундаментальные принципы они везде одинаковы. На первом курсе мы изучали специальный раздел и называется он «Правила поведения врача и больного». То есть описывается то, каким должен быть врач, какими качествами должен обладать больной, для того чтобы излечиться. Действительно, один из главных пунктов: больной должен доверять свою болезнь лекарю и беспрекословно выполнить его указания. Конечно же, лекарь должен обладать соответствующей квалификацией, для того чтобы лечить больного. И при схождении всех условий, болезнь отступает. Если больной совершает определенные поступки, которые идут вразрез лечению, то лекарь имеет право отказаться от лечения.

А как относитесь к утверждению, что все болезни рождаются в голове, в мыслях, и постепенно материализуя человек сам переносит их в физическое тело…

— Это абсолютно так и оно лежит в основе не только тибетской, но и восточной медицины. Все исходит от самого человека, ничто не дается просто так. Причины болезни — это диета, поведение (либо он что-то не сделал, либо переборщил, либо сделал не то), то есть — дефицит, избыток и извращенное поведение. В итоге всё это приводит к возникновению болезни. И часто болезнь она сразу не проявляется, её семена могут лежать где-то далеко в прошлом, но постепенно, при благоприятных условиях, начинают давать всходы. Это подобно тому, как ястреб летает высоко в небе, мы его не замечаем, но когда уже мы видим тень приближающегося к земле, уже поздно. И в целом, есть фундаментальная причина возникновения болезни — это три основных эмоции: неведение, гнев, привязанность. Когда эти эмоции слишком сильны, то появляются болезни определённого рода, например, если слишком были сильны семена гнева, то это проявляется в виде жара. Если слишком много невежества (неведение, тупость, равнодушие) — то это проявляется в форме болезни холода. Если человек к чему-то слишком был привязан, соответственно объект привязанности ограничивал, другие объекты отталкивал от себя, то это проявляется в форме болезни ветра.

Как все это объяснить попроще, на простом понятном всем языке?

— Есть основные энергии, есть основные три жизненных начала: желчь, слизь, ветер. Они формируют человека. Когда он ещё не родился, но его сознание попадает в лоно матери — это начинает работать ветер. Формирование тела начинается с помощью пищеварительного огня — желчи. Когда появляется твердое физическое тело, начинает появляться элемент слизи. Из этих трёх только слизь имеет физическое начало, проявление в форме тела. А ветер и желчь — это более энергетические вещи. Их глазами не увидишь, но они как бы играют очень важную роль. Вот эти три начала создают человека, его тело, и естественно они же его потом убивают, в таком же порядке начинает разрушаться тело, потом угасает огонь, и ветром сознание уносится в последующую жизнь. И вот эти три фундаментальные энергии лежат в основе всего. Любая болезнь в каноне (тибетской — ВН) медицины имеет природу этих трёх начал. Любой их дисбаланс приводит к болезням. Либо это болезнь ветра, либо это чистая болезнь слизи, желчи, либо сочетание этих энергий, что сложнее лечится. И в современном мире уже сложно найти историю болезни только одного начала. Сейчас переживаем тёмные времена, все эти болезни настолько перемешались, появились много болезней, которых очень трудно распутывать. Плюс ещё появились болезни-провокации.

А они что представляют из себя?

— Болезни-провокации — это болезни, связанные с одним из восьми классов (параллельные миры). Известно (см. индийские религии — ВН), что люди не одни населяют нашу планету Землю, помимо нас существуют ещё много разных существ, которых мы не видим, но тем не менее это не говорит о том, что их нет. Они живут рядом с нами, и поскольку мы сильно нарушаем экологический баланс планеты, соответственно, они к этому агрессивно относятся и тоже реагируют тем, что посылают болезни, возникновение которых необъяснимы. Это болезни определённого класса, которые связаны с каким-то элементом, например, вода, земля, огонь, ветер, пространство.

Существование разных существ можно объяснить так: например, человек, который владеет каким-то участком земли, он считает, что это его земля. При этом на этом участке ещё живут насекомые и они тоже считают, что это их земля. Так же живет какой-то дух местности. И он тоже считает, что это его земля. Обитают другие существ, которых мы не видим и они нас тоже могут не видеть. Как бы они все живут вместе, и каждый в своём плане. Мы с ними пересекаемся, бывает, вредим друг-другу. Духи, которые не имеют физического тела, они остро реагируют на вырубку лесов, на загрязнение рек, планеты, ухудшения экологии. Им это очень не нравится и они могут создавать такие проблемы, как землетрясение, наводнение, другие природные катаклизмы, либо конкретно мстить человеку, посылая ему такую болезнь, через которую моментально погибают, либо долго мучаются, сгорая потихоньку. Месть может быть настолько сильной, что болезни могут передаваться из поколения в поколение, пока род не исчерпает свою вину.

В то же время западная медицина достигла больших высот, новых достижений, при этом даже они не могут победить эти болезни-паразиты?

— К сожалению, в основе медицины запада лежит не очень правильное воззрение. В средневековье, когда излечение связывали с природой, что мы должны беречь её и жить в единении с ней, уважать ее законы, ректор Кёльнского университета перевернул развитие медицины: они сожгли книги, труды Ибн Сины, Гиппократа, все древнегреческие — все наследие восточной, античной цивилизации на площади и пошли совершенно другим путем (неподтверждённые факты — ВН). Они перестали принимать человека как часть природы, то есть внутренние, энергетические основы, природную силу начали игнорировать, и использовали только физический план. Медицина стала синтетической. Соответственно, полностью поменялось воззрение человека на своё тело. У болезней начали лечить только симптоматику, хорошо развивалась анатомия, хирургия. Они тоже очень важны, но, к сожалению, была утрачена знания глубинных причин появления болезней. Вот эти знания остались только в восточных цивилизациях, где они и старались это сохранить и сейчас на государственном уровне сохраняют, и стараются передать следующим поколениям. И тяжело предсказать перспективу развития восточной медицины, когда западная всё больше углубляется в изучение тела, изобретают искусственное органы — то есть продлевают жизнь путём замены каких-то органов…


Экспедиция по распознаванию трав


Если я вас правильно поняла, сегодня медицина движется по пути трансгуманизма

— Да, постепенно хотят превратить человека в электронный носитель. То есть человек может жить в каком-то роботе, и постепенно они хотят превзойти физическое тело, достичь бессмертия. Если она будет развиваться, возможно, запретят и восточную медицину.

Я с вами не согласна, так как народная медицина, в том числе и операции без ножа — имеет вековые корни, передается из поколения в поколение и сегодня находит свое достойное место. Поэтому, может, наоборот, народ постепенно вернётся к народной медицине, начнёт обращать внимание на своё здоровье не тогда, когда уже поздно, а в самом начале, когда здоров. Ведь были времена, когда не было официальной медицины, люди жили столетиями, тысячелетиями, и в никакой науке и трансгуманизме надобности не было…

— Нам учителя сказали, что наше обучение не закончилось, мы возвращаемся каждый в свой дом, в свой регион и должны дальше развивать обучение, которое никогда не закончится. И мы пойдём своим путем. Я сейчас хочу активно заняться изучением богатого наследия башкирской народной медицины. Общаться с коллегами, которые занимаются целительством в рамках мусульманской традиции, обмениваться опытом, потому что вижу много общего, корни целительства общие, только в какой-то исторический момент пути разошлись. Планирую больше времени посвятить изучению лекарственной базы региона, уже нашёл много трав — минимум 40 процентов необходимого сырья. Буду использовать их в изготовлении лекарств. Да, конечно, многих трав нет, они растут только на высоте 4,5 тысячи метров, поэтому что-то придётся заказывать.

Говорят, что где человек родился, та природа, растения выросшие на этой земле помогут лучше и эффективнее, чем откуда-то привезенные, неродные. Может, нам хватит и этих 40 процентов?

— Может быть. Все это нужно применить на практике и выяснить. Или идти по пути бурятов. В Бурятии, в буддийской религии, тибетская медицина применялась уже при Екатерине Великой. И лекарственное сырьё, которое описано в тибетском трактате, они почти полностью заменили на то, что растёт в Бурятии. Возможно, я тоже пойду по такому пути.


Выпускники Школы тибетской медицины англ. Shang Shung Institute) после получения международного диплома
 

Примечания

  1. В первоначально опубликованной версии ошибочно указана фамилия — Нугуманов, вместо правильной — Нугманов. Уточнено 19:48, 16 августа 2018 года‎.
  2. Теоретические основы тибетской медицины сформировались во время периода распространения буддизма на территории Тибета (V в.). Основной источник — «Чжуд-ши» (также «Жуд-Ши», «Чжуд-Ши», «Джуд-Ши»; в переводе: «Четыре основы») — составляет предмет тибетской медицины. Текст написан по сочинениям индийских авторов Вабхати-младшего и Чандрананды, а в теоретическом осмыслении восходит к текстам Традиционная тибетская медицина» в Википедии).

Предостережение

Источники

Wikinews-exclusive-interview-ru.svg


Это эксклюзивное интервью Викиновостей.

Если автор интервью не указал свои источники, источником информации является он сам. Вы можете узнать, кто создал это интервью, из истории статьи: найдите в ней самую первую правку; тот, кто её внёс, и является автором статьи. На напишите на форум.
 
Источники:
Идель Нугманов: Болезнь — учитель, который меняет мышление
Авторы