Гитарист Яак Соояар из Эстонии сыграл на светильниках клуба Алексея Козлова

30 марта 2018

Алексей Круглов, 19 марта 2018 года

19 марта 2018 года в перкуссия).

Выступление в рамках проекта Эстонии.

Вёл ввечер организатор Trane Zen Art нью-йоркским джаз-клубом, в котором Сапожников наблюдал синтез культур и жанров, и теперь хотел бы воплотить эту идею и в Мансарде клуба Козлова.

Трио с первых аккордов заявило свою эстетику, фри, в котором не было нервности и истерики, а были доли мелодичности и динамичности, творческого безумия и мастерства. Соло эстонского мастера были серьёзнее и злее, чем обычно, звучала почти рок-гитара. Музыканты решили вспомнить альбом «Портрет маленького растения», написанная Соояаром, звучала задумчиво, но постепенно музыка ушла в авангардное рычание — растение оказалось не таким уж и безобидным.

Импровизаторы играют вместе давно и отлично чувствуют друг друга. Круглов читал стихотворения при музыкальной поддержке коллег. Соояар играл индустриально-авангардные, а порой даже «героические» соло. «Мне нельзя оставаться одному..» — читал Круглов, потом шло убедительное соло Юданова, В каждой вещи можно было отследить драматургию, и каждая была — импровизацией. Яака вдруг заинтересовали светильники клуба, декорированные под заросли — лохматые и зеленые. Эстонец изобретательно приспособил их для звукоизвлечения — играл ими на гитаре.

Соояар после концерта сказал «Мне комфортно играть с Юлдановым», — и добавил: «Я вдруг услышал сегодня альбом „Стерео Осень“ по-новому».

Получился вполне европейский вечер. Одна из прозвучавших пьес даже называется «Комфорт». Довольно бурная и резкая поначалу, она показательно приходит к спокойствию. Особенно запомнились переклички инструментов, в которых сакс не уступал гитаре в театральности, а гитара — саксофону в динамике и изобретательности. В финале публика даже начинала аплодировать — в такт, которого уже не было — музыканты, поманив слушателей, быстро улетели во фри.

Сапожников, открывая второе отделение, сказал, что клуб превращается в место встреч художников, поэтов, музыкантов. Подтверждая это баритон-саксофон свои стихи. Представляли его два искусствоведа. Выступление несколько странно завершил некий руководитель от российской словесности, который вышел и сказал: «Стихи надо читать, как гвозди молотком забиапешь!» И прочитал стихи о джазе. И правда, показалось, что он вбил свой гвоздь.

Дальше произошло Чудо. Сапожников ещё до концерта ходил по клубу в обществе дамы азиатской наружности. Затем пронёсся слух скоро тут будет выступать Сайнхо Намчылак — суперзвезда свободной музыки из Тувы, живущая в Австрии. Стало ясно, что это именно Сайнхо прогуливалась вместе с культуртрегером. Певица пришла посмотреть клуб, но не удержалась, решила не ждать концерта, назначенного на 2 апреля, а выступить прямо сейчас. В финале был традиционный шаманства, которые, кажется, должны звучать бесконечно, даже думать об их завершении тяжело. Но в реальности, конечно, всё заканчивается хорошо — аплодисментами.

Вокалистка выступила в сопровождении Алексея Круглова — альт-саксофон, Сергея Храмцевича — Алексея Чечилина — гитара. Затем молодые импровизаторы сыграли Францию.

 
 



 

Смотреть и слушать

Ссылки

 
Источники:
Гитарист Яак Соояар из Эстонии сыграл на светильниках клуба Алексея Козлова
Авторы